Ростовский Государственный цирк
Один из лучших и красивейших цирков мира Берлинский стационар получил в 1957 году серьезного конкурента в лице нового Ростовского государственного цирка. Уникальность и красота самого здания, богатство внутренней отделки, техническая, по тем временам, оснащенность выдвинули Ростовский цирк в число лучших стационаров Европы.
По мнению специалистов Ростовский цирк не уступал, а по многим позициям и превосходил прославленный Берлинский стационар, лучший европейский цирк того времени.
И не случайно, когда глава СССР Н.С. Хрущев приезжал в Ростов вручать области орден Ленина, то торжественная церемония проходила в лучшем городском помещении – Ростовском государственном цирке. Здание цирка вошло в реестр памятников архитектуры.
Здание Ростовского цирка необыкновенно, впрочем, глядя на его прямоугольные формы и могучую колоннаду, скорее скажешь, что это театр или спортивный дворец, но не цирк. И только горельеф, так называемая (квадрига), на фронтоне да две характерные фигуры по обе стороны от главного входа указывают на его причастность к цирковому искусству.
Отличается цирк от других и своим внутренним видом. Великолепные фойе, повсюду художественная лепка, позолота, орнаменты, сверкающий хрусталь огромных люстр. Авторы проекта архитекторы Г. Петров и А. Барулин, инженер Н. Щепетов постарались, чтобы кроме удобства зритель получил и эстетическое удовлетворение.
Но главное отличие нового цирка – его зрительный зал. При входе в него вас охватывает ощущение большого масштаба. Сколько труда и творческой сметки потребовалось от строителей и инженеров, чтобы в три оставшиеся от старого цирка стены вписать правильный круг диаметром тридцать два с половиной метра и манежем тринадцать метров в диаметре.
На высоте восемнадцати метров этот круг перекрывает легкий, будто не на что не опирающийся сферический купол. Но это лишь кажется. Тонкостенная железобетонная оболочка купола покоится на двадцати четырех облицованных мрамором мощных колоннах, основание которых уходит под землю на четыре с половиной метра. И больше ни одной точки опоры.
В практике нашего строительства еще не было случая постройки подобного свода двойной кривизны из монолитного железобетона. В центре купола впервые в стране смонтирована уникальная колосниковая решетка. Каждый из 152 ее колосников в состоянии выдержать груз в 250 килограммов. А это позволяет подвешивать воздушную аппаратуру для любых номеров программы.
Много труда отняли работы по устранению эха. На обтяжку купола пошло 1200 метров поплина. Зато неожиданно для самих строителей оказалось, что чистота звучания значительно улучшилась. Теперь, даже вполголоса сказанное на манеже слово отчетливо слышно в любом месте зрительного зала.
Стоит сказать несколько слов и о так называемой «гребенке» амфитеатра, на которой монтируются яруса кресел. Инженер Н.Т. Кейда предложил и здесь использовать монолитный железобетон. В результате получилась огромная железобетонная чаша с толщиною стенок в 12 сантиметров. Внешняя сторона ее стала стеною фойе, а внутренняя – основанием амфитеатра.
Закулисная часть нового цирка – пятиэтажное здание, равное по объему 80-и квартирному дому. Здесь же расположены музей, гримуборные, большой репетиционный зал, столовая, комната отдыха, душевые, медпункт. Здесь же электрическая подстанция.
Не забыты и четвероногие помощники артистов – животные. Проектировщики и строители предусмотрели для них пять больших боксов.
В Ростовском цирке работали такие известные режиссеры как В. Вольный, Е.М. Рябчуков.
В 1961г. режиссером Е. Рябчуковым выпущена пантомима «Пароход идет «Анюта», по сути, театрально-цирковой спектакль, отработавший по циркам страны 1800 представлений.
Ранее в цирках создалась новая форма спортивного зрелища - «Чемпионат французской борьбы». На манежах цирков выступило первое поколение атлетов, таких как Янковский (Урсус), Лурих, Збышко-Цыганевич, итальянец Семипапий. Чуть позже в Ростовском цирке начинали делать свою карьеру Григорий Кащеев, «Великан Проня», ростовчанине Ф. Михайлов, И. Шемякин, Абасов, И. Заикин. И в это время загорается самая яркая звезда борьбы – И.М. Поддубный.
На манеже Ростовского цирка не раз блистали имена цирковых артистов: Дуровых, Запашных, Кио, Филатовых, Волжанских, Корниловых, Буслаевых, Карандаша, Олега Попова, Владимира Довейко, Тамерлана Нугзарова, Юрия Мерденова, Вячеслава Черниевского и многих других мастеров государственного цирка.
В Ростовском цирке режиссером-педагогом, Заслуженным деятелем искусств РФ, Владиленом Левшиным было создано более 40 цирковых номеров, многие из которых стали лауреатами российских и международных фестивалей и конкурсов циркового искусства.
В настоящее время Ростовский цирк обладает мощным творческим потенциалом, здесь ищут и готовят молодые артистические кадры, пишут новую музыку, ставят уникальные трюки для воздушных цирковых номеров.
Ростовскому цирку по плечу решение самых сложных творческих задач, он живет и работает на подъем Российского циркового искусства.
Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.